Новости
21.11.2017
вернуться
Отклонен законопроект № 137405-7 «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации"(в части совершенствования процедуры лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами)
На вечернем пленарном заседании Государственной Думы РФ 15 ноября т.г. в соответствии со статьей 118 Регламента работы по сокращенной процедуре (без обсуждения) рассмотрен и отклонен законопроект № 137405-7 «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации» (в части совершенствования процедуры лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами), представил от Комитета по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Илья Осипов.
Пояснительная записка к проекту федерального закона «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации»
Предлагаемый законопроект разработан на основе опыта реализации законодательства о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Анализ поступивших за период с 1 мая 2015 года в органы государственного жилищного надзора и иные органы государственной власти жалоб на деятельность управляющих организаций свидетельствует о том, что квалификационный уровень персонала, задействованного в сфере оказания услуг по содержанию и обслуживанию многоквартирных домов, зачастую не соответствует постоянно растущим требованиям к предоставляемым услугам и применяемым технологиям. При этом у организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами, нет правовых и экономических стимулов для подготовки или привлечения для своих нужд квалифицированных специалистов, в первую очередь среднего и младшего звена. Низким является уровень правовой и технической грамотности должностных лиц организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами, что крайне негативно сказывается на уровне услуг по содержанию общего имущества в многоквартирных домах, сроках и качестве выполняемых работ, включая работы по устранению возникающих аварийных ситуаций на инженерных коммуникациях.
Изменения, которые предлагается внести в часть 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс), направлены на повышение качества содержания управляющими организациями общего имущества в многоквартирных домах и улучшение деятельности должностных лиц указанных организаций по управлению многоквартирными домами.
Законопроектом предлагается установить срок действия лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее – лицензия), так как отсутствие данного срока не мотивирует управляющие организации к повышению качества обслуживания и содержания многоквартирных домов, в том числе к повышению профессионального уровня своего персонала, ограничивает конкуренцию в данной области предпринимательской деятельности. Предполагаемый срок действия лицензии – пять лет – позволяет добросовестным управляющим организациям продемонстрировать качество работы при обеспечении достаточно высокого уровня доходности своей деятельности и является оптимальным для принятия решения об эффективности осуществления управляющей организацией деятельности по управлению многоквартирным домом.
Мероприятия по лицензированию предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, проведенные до 1 мая 2015 года, выявили наличие пробелов в законодательстве, позволивших некоторым физическим лицам, крайне неудовлетворительно зарекомендовавшим себя за предыдущий период деятельности в качестве должностных лиц управляющих организаций, продолжить свою деятельность в данной сфере бизнеса, поскольку для получения лицензии ими были созданы новые юридические лица с иными должностными лицами. Для устранения данных пробелов предлагается соответствующим образом расширить перечень лицензионных требований, установленных частью 1 статьи 193 Кодекса.
Необходимость введения дифференцированного подхода к количеству неисполненных или ненадлежаще исполненных предписаний, выданных органом государственного жилищного надзора в отношении многоквартирного дома или многоквартирных домов и являющихся основанием для аннулирования лицензии в судебном порядке, обусловлена следующим: на рынке действуют как организации, имеющие в управлении более 100 многоквартирных домов, так и организации, обслуживающие пять – десять многоквартирных домов. Вероятность неисполнения предписания, выданного органом государственного жилищного надзора в отношении многоквартирного дома, гораздо выше у тех управляющих организаций, которые управляют большим количеством многоквартирных домов.
Другая значимая проблема, выявленная в деятельности управляющих организаций и потребовавшая в ряде случаев вмешательства правоохранительных органов и многочисленных судебных разбирательств, – высокая задолженность управляющих организаций перед ресурсоснабжающими организациями за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг. В условиях достижения критического уровня задолженности за коммунальные ресурсы в целом в Российской Федерации представляется результативным стимулирование управляющих организаций к погашению имеющейся задолженности и недопущению ее роста, в том числе посредством внесения в часть 5 статьи 198 Кодекса изменений, предлагаемых законопроектом.
Учтена также правоприменительная практика статьи 327 Уголовного кодекса Российской Федерации в части пресечения преступных действий по подделке протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах: законопроектом предлагается внести соответствующее изменение в часть 5 статьи 198 Кодекса.
Законодательное закрепление нормы представительства органов местного самоуправления в постоянно действующих лицензионных комиссиях субъектов Российской Федерации (внесение изменения в часть 3 статьи 201 Кодекса) будет способствовать повышению уровня лицензионного контроля.
http://www.goszhil.cap.ru/