Закрыть Пожалуйста, представьтесь:

Ваш телефон:

Ваш e-mail:

Текст обращения:

Закрыть Пожалуйста, представьтесь:

Ваш телефон:

Ваш e-mail:

Текст обращения:

Закрыть Пожалуйста, представьтесь:

Ваш телефон:

Удобное время для звонка:

Новости

16.01.2024

Законопроекты января


Законопроекты января
Все проекты законов и других нормативных документов, которые повлияют на работу РСО, УО, ТСЖ, ЖСК, мы собрали в едином материале. Здесь вы найдете информацию о самом законопроекте, его номер, статус рассмотрения и сможете перейти к самому тексту проекта.

Коммунальные услуги
1. Роспотребнадзор ограничит сроки планового отключения ГВС
Сроки отключения ГВС для проведения планово-профилактических работ ограничат до 14 суток. Роспотребнадзор подготовил соответствующие изменения в санитарные нормы. В Госдуме в целом поддержали предложения.
В 2021 году утратил силу СанПиН 2.1.2.2645-10. Он содержал требование отключать ГВС на срок не более 14 суток в период ежегодных профилактических ремонтов, напомнили в Роспотребнадзоре. Теперь региональные органы сами устанавливают продолжительность ремонта, срок в две недели лишь рекомендован Правилами № 170. Но эти рамки не всегда соблюдают – Роспотребнадзор отметил, что получает многочисленные жалобы от граждан и организаций по этому вопросу.
Поэтому в службе решили изменить санитарные требования и установить положение о максимальных сроках отключения горячей воды в 14 суток. Если тепловые компании нарушат требования, им грозят санкции по статье 6.3 КоАП. Максимальное наказание для юрлиц — приостановление деятельности до 90 суток.
Зампредседателя комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Светлана Разворотнева поддержала возврат ограничений в санитарные требования. Она также отметила, что есть регионы, в которых ремонтные работы идут более 14 дней. Но пока невозможно оценить, сколько в них в среднем требуется времени на ремонт. Отслеживать аварийность в системе теплоснабжения только начали, а без этих данных сложно судить о состоянии сетей и времени необходимой профилактики, разъяснила Разворотнева. Как правило, регионы стараются уложиться в две недели. Те, кто превышает эти сроки, на практике сталкиваются с изношенностью инфраструктуры. Это характерно для малых городов, добавила она.
2. Минприроды продолжает обсуждать новые правила учета ТКО
Минприроды продолжает обсуждать с заинтересованными организациями новые Правила коммерческого учета ТКО. Госорган предложил установить среднюю плотность ТКО 0,1 тонн/куб. м. Однако учитывать ли отходы в килограммах или тоннах, пока не решили. Также в правилах планируют уточнить требования к средствам измерений ТКО и подходы к учету раздельно накапливаемых ТКО.
Согласно правилам коммерческий учет ТКО осуществляется либо расчетным путем, либо исходя из измерений. По новым правилам регоператор сможет отказать в выборе способа учета ТКО средствами измерения, если не ведется раздельный сбор ТКО. При этом должны будут соблюдаться два параметра. Во-первых, региональные и муниципальные власти должны создать возможность раздельного сбора ТКО. Во-вторых, организация или собственники многоквартирного дома должны официально подтвердить, что ТКО будут накапливать раздельно.
Расчетный метод допускает использование нормативов накопления или расчета объема или массы отходов. Сложность в расчете массы ТКО связана с отсутствием данных о плотности ТКО. Теперь предлагают утвердить единую для всей России среднюю плотность ТКО.
Правилами установят и требования к средствам измерения массы ТКО. Перед эксплуатацией средство измерения должно быть допущено специальной комиссией. При проверке внимание обращается на соответствие заводских номеров, схем установки, на работоспособность оборудования. Если оборудование выйдет из строя, расчет будет произведен по формуле.
Новый документ заменит постановление Правительства от 03.06.2016 № 505. С документом и этапами согласования также можно ознакомиться на портале проектов НПА. Проект получил отрицательную оценку регулирующего воздействия, находится на доработке.
3. Плата за воду в Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе может увеличиться
Минстрой предложил разрешить властям городов федерального значения самостоятельно определять величину повышающих коэффициентов для потребителей, которые не установили ИПУ или просрочили их поверку. Такой проект постановления опубликован на федеральном портале проектов НПА. В настоящее время проект проходит оценку регулирующего воздействия.
Сейчас для всех субъектов РФ Правила № 354 устанавливает повышающий коэффициент за отсутствие ИПУ воды в размере 1,5. Проект постановления предоставляет право Москве, Санкт-Петербургу и Севастополю устанавливать другие величины коэффициентов. Они могут быть и выше.
Собственники помещений в МКД обязаны были установить ИПУ до 1 июля 2012 года, а в Крыму и Севастополе – до 1 января 2019 года. Однако в городах федерального значения часть помещений в МКД до сих пор не оборудована приборами учета. При этом в квартирах фактически проживает значительно больше людей по сравнению ‎с зарегистрированными, указывают авторы проекта постановления. В результате растут начисления на общедомовые нужды и вероятность дополнительных расходов управляющих МКД организаций. Для решения проблемы проект предлагает усилить ответственность за отсутствие ИПУ воды либо их несвоевременную поверку.
4. Правила обращения с ТКО предлагают изменить
Минприроды подготовило новые правила обращения с ТКО. Действующие правила предлагают отменить. Такой проект постановления опубликован на федеральном портале проектов НПА. В настоящее время проект проходит оценку регулирующего воздействия.
Проект постановления закрепляет:
• порядок накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения ТКО;
• порядок заключения договора по обращению с ТКО и типовые формы договора и заявки потребителя;
• обязанность для потребителей разделять ТКО по видам и группам отходов, складировать их в отдельных контейнерах;
• возможность использовать фото- и видеофиксацию для контроля за состоянием контейнерной площадки и учета количества вывозимых отходов;
• основания лишения статуса регионального оператора по обращению с ТКО;
• понятие «мусороперегрузочная станция».
Источник: Минприроды.
5. Минстрой снова предлагает поменять Правила № 354
Минстрой подготовил проект постановления с масштабными изменениями к Правилам № 354 – они касаются большинства разделов нормативного документа. Проект опубликован на портале проектов нормативных правовых актов. В настоящее время проект проходит оценку регулирующего воздействия.
Авторы проекта указали, что проект предусматривает следующие изменения:
• обновляет порядок расчета платы за отопление – учли все варианты конструктивных особенностей МКД;
• решает проблему перерасчета, если потребители поздно передали показания приборов учета;
• усиливает ответственность потребителей при непредоставлении данных о временно проживающих, недопуске исполнителя для проверок приборов учета и т. д. – ввели дополнительные повышающие коэффициенты;
• исключает необходимость вводить ограничение предоставления коммунальных услуг до прекращения их предоставления, оптимизирует процедуру прекращения КУ;
• регулирует вопросы использования персональных данных исполнителями КУ;
• исключает необходимость дублировать положения Правил № 354 в договорах управления МКД;
• вводит возможность для потребителя отказаться от бумажного платежного документа.
Кроме того, Минстрой освобождает себя от обязанности разъяснять Правила № 354. Такая обязанность затрудняла применение разъяснений, которые давали органы ГЖН, считают в министерстве.
6. При прямых договорах санкции за некачественные КУ будут жестче
Власти предлагают повысить штрафы для ресурсников за нарушение качества предоставления коммунальных услуг гражданам. Изменения предусмотрены в статье 7.23 КоАП. Для управляющих МКД организаций санкции за аналогичные нарушения не поменяются. Такой законопроект № 1143914-7 должны были рассмотреть в Госдуме во втором чтении в июне 2022 года, однако рассмотрение перенесли на более поздние сроки. Конкретные сроки переноса не уточняются.
В настоящее время штрафы за нарушение качества КУ составляют от 5 тыс. до 10 тыс. руб. независимо от того, кто виноват в нарушении. Размеры штрафов не пересматривали с 2007 года.
Законопроект вводит отдельные санкции для РСО и одновременно ужесточает их. За первое нарушение предлагают штрафовать до 50 тыс. руб., за повторённое – до 200 тыс. руб. Сейчас для ресурсников штрафы незначительны. Поэтому им проще и дешевле нарушать, чем предоставлять вовремя качественные услуги, указывает председатель Госдумы Вячеслав Володин.
7. Минстрой предлагает платить за отопление только в течение отопительного периода
Минстрой предлагает всем регионам перейти на оплату и расчеты за отопление в течение отопительного периода. Изменения предусмотрены в Правила № 354. Такой проект постановления опубликован на портале проектов нормативных правовых актов. В настоящее время проект проходит оценку регулирующего воздействия.
Проект постановления предусматривает поэтапный переходный период, который длится до 1 января 2024 года. Региональные органы власти смогут выбрать оптимальное время для перехода.
Новый порядок оплаты будут применять с начала отопительного периода года, в котором приняли решение, либо со следующего календарного года. Исключение предусмотрено только для Москвы. Московские власти смогут устанавливать особенности определения способа и порядка оплаты отопления. Аналогичные изменения Правительство внесло в Госдуму законопроектом № 340155-8. Изменения предусмотрены в статье 157 ЖК и Законе о статусе столицы.
Также проект уточняет порядок расчета платы за отопление исходя из среднемесячного потребления тепловой энергии при выходе прибора учета из строя. Предлагают порядок расчета в размере, максимально приближенном к фактическому объему потребления. Для этого среднемесячный объем нужно будет рассчитывать исходя из данных потребления конкретного дома за фактическое количество дней отопления с поправкой на температуру наружного воздуха.
8. Тарифы на коммунальные услуги предлагают устанавливать на пять лет
ФАС предложила изменить срок, на который устанавливают тарифы на КУ, и утверждать их на пять лет. Тарифы можно будет корректировать, но в исключительных случаях — их установит Правительство. Такой законопроект опубликован на портале проектов нормативных правовых актов. Проект получил отрицательную оценку регулирующего воздействия, находится на доработке.
Законопроект предлагает рассчитывать тарифы четырьмя методами. Авторы изменений считают, что новые методы сделают расчет прозрачнее. При этом потребители смогут рассчитать и определить правильность тарифа. Сейчас ФАС фиксирует большое количество жалоб из-за разногласий между гражданами, управляющими МКД организациями и коммунальщиками. Нововведение должно снизить их число и сделать расчет тарифов более понятным.
Тарифы по-прежнему будут расти в рамках установленного для региона индекса платы граждан либо выше инфляции при реализации масштабных инвестиционных программ.

Содержание и ремонт МКД
1. Госдума в первом чтении разрешила сдавать квартиры в краткосрочный наем с учетом ограничений

Правительство предложило разрешить собственникам сдавать помещения в краткосрочный наем при условии соблюдения прав соседей и требований законодательства. Изменения предусмотрены к статье 30 ЖК. Такой законопроект № 445620-8 Госдума приняла в первом чтении 8 ноября. Документ рассматривают во втором чтении, плановый срок представления поправок – февраль 2024 года.
Правительство подготовило законопроект, чтобы исполнить требования Конституционного суда в постановлении от 23.03.2023 № 9-П. Суд проверял конституционность части 3 статьи 17 ЖК по жалобе гражданина. Он считал, что эта норма не позволяет сдавать помещение в МКД в краткосрочный наем. Конституционный суд постановил, что часть 3 статьи 17 ЖК не противоречит Конституции, но законодателям необходимо принять меры, чтобы урегулировать особенности краткосрочного найма жилых помещений в МКД с учетом баланса интересов всех участников правоотношений.
Законопроект предлагает предоставить собственникам право передавать жилые помещения на основании договора найма, в том числе краткосрочного найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а юридическим лицам – по договору аренды или на другом законном основании. При этом необходимо учитывать требования гражданского законодательства, ЖК и соблюдать права и интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества в МКД.
Зампред Комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Светлана Разворотнева указала, что ко второму чтению законопроект будут дорабатывать. Пока остается открытым вопрос, как соблюдать права соседей, правила пользования помещениями и общим имуществом. Также нужно уточнить минимальный срок, на который можно сдавать помещения, сегодня он не установлен. Немаловажный вопрос, как обеспечить безопасность жителей, потому что пребывание рядом с ними людей, которые часто не регистрируются, нарушают общественный порядок и санитарные нормы, вызывает беспокойство. Пока недостаточно средств, чтобы призвать этих людей к ответственности, отметила депутат.
2. Правительство предложило усилить контроль за капремонтом в МКД
Правительство предложило наделить органы ГЖН дополнительными полномочиями по контролю за капремонтом общего имущества в МКД со спецсчетами. Изменения предусмотрены в ЖК и в Закон о ГИС ЖКХ. Такой законопроект № 416434-8 Госдума приняла в первом чтении 17 октября и ожидает поправки к законопроекту.
Предлагают усилить контроль за использованием средств на специальных счетах капремонта со стороны владельцев спецсчетов, фондов капремонта и подрядных организаций. Для этого органы ГЖН необходимо наделить дополнительными полномочиями, указывают авторы изменений. Они должны вести реестры:
• уведомлений о выбранном собственниками способе формирования фонда капремонта;
• специальных счетов;
• протоколов ОСС о проведении капремонта в МКД, где фонд формируют на спецсчете.
Также они будут информировать орган МСУ и регионального оператора о МКД, собственники в которых не выбрали способ формирования фонда капремонта или не реализовали его. При этом в ГИС ЖКХ необходимо будет размещать акт по результатам строительного контроля при капремонте в МКД, в котором фонд формируют на спецсчете.
Правительство подготовило изменения по поручению Президента. Они должны усовершенствовать контроль за использованием средств на специальных счетах. Предполагают, что новые нормы вступят в силу 1 сентября 2024 года.
3. Минстрой разработал требования к безопасности строительных материалов и изделий
Минстрой разработал проект технического регламента «О безопасности строительных материалов и изделий». Он предназначен, в том числе для потребителей (приобретателей) строительных материалов и изделий, а значит, понадобится и управляющим МКД организациям. Проект размещен на федеральном портале проектов НПА. В настоящее время проект проходит оценку регулирующего воздействия.
Проект регламента предусматривает обязательные требования к строительным материалам и изделиям, а также правила оценки соответствия. Когда регламент вступит в силу, их необходимо будет применять на таможенной территории Евразийского экономического союза при возведении, реконструкции, реставрации, эксплуатации и капитальном ремонте зданий и сооружений различного назначения, в том числе МКД. Также документ содержит требования к производству, монтажу, наладке, эксплуатации, хранению, перевозкам, реализации и утилизации материалов и изделий, санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования.
Источник: проект технического регламента от 04.07.2023.
4. Санкции за ненадлежащее содержание ВДГО и ВКГО могут ужесточить
Группа сенаторов предлагает дополнительные санкции за нарушения при содержании ВДГО и ВКГО. Существующие наказания хотят ужесточить. Изменения предусмотрены в КоАП. Такой законопроект № 395162-8 Госдума приняла в первом чтении 5 декабря и ожидает поправки.
Авторы изменений отметили частые аварийные ситуации при использовании газа в быту. Основная причина аварий – неудовлетворительное техническое состояние газового оборудования, дымовых и вентиляционных каналов в МКД. Существующих мер ответственности за такие нарушения недостаточно, они не позволяют предотвратить взрывы газа. Изменить ситуацию поможет ужесточение санкций, указали авторы законопроекта.
Новые наказания
Законопроект предусматривает дополнительные наказания:
• за невыполнение работ по содержанию дымовых и вентиляционных канав и нарушение таких работ;
• выполнение работ по техническому обслуживанию, ремонту и диагностированию ВДГО лицом, которое не соответствует требованиям к специализированной организации;
• исполнение договора о техобслуживании и ремонте ВДГО, ВКГО специализированной организацией в отсутствие соглашения на аварийно-диспетчерское обеспечение с газораспределительной организацией;
• непредставление специализированной организации информации об изменении состава ВДГО, ВКГО;
• отказ в допуске представителя организации для проверки технического состояния, очистки и ремонта дымовых и вентиляционных каналов;
• нарушение требований к выполнению работ по техническому диагностированию ВДГО, ВКГО;
• самовольную установку, монтаж, демонтаж, замену, перенос или иное переустройство ВДГО, ВКГО и приборов учета газа без привлечения специализированной организации.
Увеличение штрафов
Предлагают также повысить уже существующие штрафы:
• за незаключение договора о техническом обслуживании и ремонте ВДГО, ВКГО;
• отказ в допуске представителя специализированной организации для выполнения работ по техническому обслуживанию и ремонту ВДГО, ВКГО;
• отказ от замены оборудования в составе ВДГО, ВКГО, если это обязательно.
За такие нарушения штраф увеличится для граждан – до 10 тыс., для должностных лиц – до 100 тыс., для юрлиц – до 500 тыс. руб. Также значительно вырастут штрафы, если нарушения привели к аварии, угрозе вреда жизни и здоровью людей и повторные нарушения.
5. Ежедневная влажная уборка МОП официально станет необязательной
Роспотребнадзор официально упразднит обязанность УО, ТСЖ ЖСК проводить ежедневную влажную уборку МОП. При этом закрепят обязанность собственников проводить дератизацию и дезинсекцию в своих помещениях. Такие изменения предусмотрены в СанПиН 2.1.3684-21. Соответствующий проект размещен на федеральном портале проектов НПА. Публичное обсуждение проекта закончилось, он проходит оценку регулирующего воздействия.
1 марта 2021 года СанПиН 2.1.3684-21 обязал УО, ТСЖ ЖСК ежедневно убирать МОП с помощью моющих и чистящих средств. Но большинство управленцев оказались к этому не готовы — не было достаточно финансовых и трудовых ресурсов. Тогда Роспотребнадзор разъяснил, что периодичность уборки все-таки устанавливают с учетом жилищного законодательства и определяют решением ОСС, условиями договора управления или планом работ в ТСЖ, ЖСК (письмо от 15.03.2021 № 02/4905-2021-23). Но норма в СанПиН осталась.
Поэтому Роспотребнадзор подготовил изменения, которые официально предусматривают проводить влажную уборку МОП с кратностью, которая установлена жилищным законодательством. Периодичность влажной уборки может составлять от одного раза в неделю или в месяц в зависимости от времени года. Это должно значительно уменьшить финансовые затраты как для управляющих МКД организаций, так и для собственников помещений, указали авторы проекта.
Кроме того, проект закрепляет обязанность управленцев проводить дератизационные и дезинсекционные работы только в местах общего пользования МКД. Дератизацию и дезинсекцию в жилых помещениях должны проводить собственники этих помещений.
6. Сделать перепланировку в МКД с газовым оборудованием станет сложнее
Депутаты Госдумы предлагают обязать собственников помещений в газифицированных МКД согласовывать переустройство и перепланировку также со специализированной организацией. Изменения предусмотрены в статье 26 ЖК. Такой законопроект № 380534-8 внесли в Госдуму 14 июня и направили в профильный Комитет по строительству и ЖКХ. Законопроект планировали рассматривать в осеннюю сессию 2023 года, иные сроки пока не указаны.
Переустройство и перепланировку МКД проводят после согласования с органом МСУ на основании принятого им решения. Такие правила содержит статья 26 ЖК. Однако местные органы не являются специализированными газовыми организациями. Соответственно, они не могут полноценно оценить возможность переустройства инженерных сетей МКД c газом с точки зрения требований безопасности, указали авторы изменений.
Поэтому авторы законопроекта предлагают обязать собственников помещений в МКД, где есть газовое оборудование, согласовывать переустройство и перепланировку со специализированной организацией. То есть газовой организацией, которая выполняет техобслуживание и ремонт ВДГО и ВКГО в их доме. Такая мера позволит сократить количество происшествий, которые связаны с ненадлежащей эксплуатацией газового оборудования в быту, предотвратить взрывы газа, считают авторы изменений.
7. Минстрой предлагает усилить контроль за средствами на спецсчетах капремонта
Минстрой подготовил законопроект, который должен усилить контроль за использованием средств со спецсчетов капремонта в МКД. Такой законопроект разместили на портале проектов нормативных актов. Проект получил положительную оценку регулирующего воздействия. Сейчас проходит антикоррупционную экспертизу.
Законопроект предусматривает следующие изменения:
• орган ГЖН ведет реестр протоколов ОСС с решениями о проведении капремонта;
• собственники, которые формируют ФКР на спецсчете, должны проводить строительный контроль работ по капремонту и размещать акт такого контроля в ГИС ЖКХ;
• банк должен удостоверить факт размещения в ГИС ЖКХ копии протокола ОСС об оказании услуг, выполнении работ по капремонту;
• банк перечислит подрядчику средства со спецсчета, если получит в том числе договор услуг по строительному контролю и акт ‎по результатам контроля.
8. УО могут лишиться права быть владельцами спецсчетов на капремонт
В Общественном совете при Минстрое предложили запретить УО быть владельцами спецсчетов капремонта общего имущества в МКД. В совете считают, что УО часто делают ремонт по завышенным ценам или вообще его не проводят. Соответствующий законопроект направили в Минстрой.
Некоторые УО фактически воруют деньги со спецсчетов капремонта. Например, тратят средства на работы по завышенным сметам или платят подставным фирмам, которые ничего не делают, указывают авторы изменений. Часто УО также используют средства со спецсчета на текущий ремонт, за который жители платят отдельно.
Предлагаемые изменения должны уменьшить злоупотребления и помочь бороться с мошенничеством при капремонте. Если предложенный законопроект примут, МКД со спецсчетом придется сменить на регоператоров или создать ТСЖ, которые станут владельцами счета.
Источник: Общественный совет при Минстрое.
9. Провайдеры могут получить свободный доступ в МКД
Группа депутатов и сенаторов предложила предоставить операторам связи бесплатный доступ в МКД для размещения оборудования. Такой законопроект № 237186-8 приняли в первом чтении 29 июня. Изменения предусмотрены в Закон от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» и в ЖК. Законопроект планируют рассматривать в январе 2024 года.
Законопроект предлагает:
• безвозмездно размещать сети связи в МКД и допускать к ним операторов связи, за исключением платы за электроэнергию;
• размещать сети связи в МКД по желанию любого собственника и нанимателя без решения ОСС;
• установить Правительством единый порядок для размещения сетей связи в МКД оператором связи, который заключил договор с собственником или нанимателем жилого помещения;
• ввести мораторий до 31 декабря 2024 года на повышение размера платы по договорам на размещение инфраструктуры связи на объектах государственного или муниципального имущества.
Когда собственники заключают с оператором связи договор на оказание услуг, они реализуют таким образом свое конституционное право на доступ к информации. Но на практике граждане часто не могут это сделать – чтобы разместить оборудование связи в МКД, нужно согласие не менее 2/3 собственников на ОСС. Обеспечить присутствие на собрании собственников в таком количестве практически невозможно. Это приводит к злоупотреблениям со стороны управляющих МКД организаций и ущемляет права собственников, указали авторы изменений. Законопроект должен защитить права граждан – создать равные условия доступа всех операторов связи к инфраструктуре МКД.
0. В Госдуме предложили отсрочить изменения по расчетам за КР на СОИ1
Комитет Госдумы по строительству и ЖКХ предложил Правительству отложить до лета 2024 года изменения в правилах расчета за КР на СОИ, которые предусмотрены постановлением № 92. Почти в половине регионов прогнозируют повышение платежей, указали в комитете. Чтобы не допустить увеличения платы в текущей ситуации, депутаты предлагают отсрочить изменения.
Председатель комитета Сергей Пахомов считает новый порядок расчета правильным, особенно для новостроек. Если в доме есть ОДПУ и индивидуальные приборы учета, то уже понятно, сколько ушло потребителям, а сколько — на общедомовые нужды. Постановление № 92 стимулирует собственников экономить и следить за общим имуществом, отметил Пахомов. Однако расчеты не всегда могут быть справедливыми, считает депутат, так как не все собственники установили ИПУ.
Поэтому, чтобы не допустить подорожания услуг, комитет предложил Правительству несколько мер. В частности, предлагают сдвинуть срок вступления изменений по КР на СОИ в силу на лето 2024 года и установить повышающие коэффициенты при отсутствии ИПУ в границах от 1,5 до 3 по решению субъектов РФ. Также предлагают установить правила, по которым дополнительные доходы управляющих МКД организаций от повышающих коэффициентов можно направлять на погашение общедомовой разницы. Если плата за КР на СОИ превысит три процента, следует разделить платеж на 12 месяцев, считают в комитете.
11. Окна предложили включить в состав общего имущества в МКД
Окна предлагают включить в состав общего имущества, чтобы их можно было поменять в рамках капитального ремонта МКД. С такой инициативой в адрес председателя Комитета Госдумы по строительству и ЖКХ обратилась Светлана Разворотнева. В Госдуме инициативу в целом поддерживают.
От качества окон зависит и внешний облик МКД, и его энергоэффективность. Поэтому правильно было бы менять окна централизованно во время капремонта. Меру можно обсудить в ходе подготовки ко второму чтению законопроекта, который предполагает обязательное техобследование домов перед формированием графика работ капремонта, указала Разворотнева. Инициативу поддержал член Комитета по строительству и ЖКХ Александр Якубовский. Такая замена окон может сэкономить гражданам их личные средства, считает депутат.
Сейчас окна не включают в перечень элементов общего имущества в МКД. Поэтому их невозможно заменить в рамках капремонта, отметил руководитель комиссии по контролю имущественных прав собственников квартир НП «ЖКХ Контроль». При этом собственники часто годами не меняют окна, что ухудшает качество жизни во всем доме. Повышается влажность, а постоянный сквозняк увеличивает потребление тепла. Это в том числе приводит к росту платежей за ЖКУ, подчеркнул эксперт.
12. Минстрой обновил требования энергоэффективности МКД
Минстрой подготовил проект приказа, который меняет требования энергетической эффективности МКД и порядок определения класса энергоэффективности. Документ должен устранить формальные противоречия между разными актами, указал замминистра строительства и ЖКХ Сергей Музыченко.
Проект приказа исключает необходимость подтверждать нормируемые энергетические показатели с помощью инструментально-расчетных методов. Также прописали новые требования к определению класса энергоэффективности МКД.
Проект приказа размещен на федеральном портале проектов нормативных актов.

Общее собрание собственников
1. Общее собрание можно будет проводить через «Госуслуги»

Законопроект № 78299-8 предлагает проводить общее собрание собственников через портал госуслуг. Изменения предусмотрены в ЖК. 19 мая 2022 года законопроект приняли в первом чтении. Далее законопроект пока не рассматривали.
Если закон примут, через «Госуслуги» можно будет:
• направлять собственникам предложения по повестке дня общего собрания;
• проводить голосование.
Также изменения дают возможность собственникам обращаться в УО с просьбой провести ОСС через ГИС ЖКХ. Сейчас это можно сделать только в письменной форме.

Управление МКД
1. Депутаты предлагают дополнительные ограничения по продаже алкоголя в МКД

Региональные власти могут получить право вводить ограничения по продаже слабоалкогольной продукции в объектах общественного питания, которые находятся в МКД и на придомовой территории. Такой законопроект № 483486-8 приняли в первом чтении 5 декабря. Изменения предусмотрены в Закон от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции». Госдума ожидает поправки к законопроекту.
Авторы инициативы предлагают предоставить право властям субъектов РФ запрещать на своей территории розничную продажу пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи в одном месте с розничной продажей такой продукции при оказании услуг общественного питания. Это касается и объектов общественного питания в МКД и на прилегающих к ним территориях. Сейчас розничную продажу алкоголя и продажу алкоголя при оказании услуг общественного питания признают разными видами деятельности, для которых требуются отдельные лицензии. Для пива и слабоалкогольной продукции такие правила не действуют, отмечают авторы законопроекта. Законопроект предусматривает право субъектов РФ разрешать розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи только в ресторанах, барах, кафе и буфетах.
При этом региональные власти могут получить право ограничивать время розничной продажи алкогольной продукции в объектах общественного питания в МКД и на придомовой территории. В настоящее время во многих субъектах РФ стоит вопрос о деятельности организаций, которые под видом услуг общественного питания фактически круглосуточно продают алкоголь. Это способствует нарушению общественного порядка в вечернее и ночное время, в том числе во дворах МКД, указали авторы документа.
2. Служба судебных приставов будет размещать в ГИС ЖКХ сведения о долгах за ЖКУ
ФССП обяжут размещать в ГИС ЖКХ информацию об исполнительных производствах с требованиями по долгам за ЖКУ. Такой законопроект № 421343-8 приняли в первом чтении 17 октября. Изменения предусмотрены к Закону о ГИС ЖКХ. Законопроект разработан во исполнение указания Президента и должен оптимизировать состав информации в ГИС ЖКХ и ее функционал. Госдума ожидает поправки на законопроект.
Когда законопроект вступит в силу, ФССП и ее территориальные органы будут размещать в ГИС ЖКХ информацию об исполнительных производствах, содержащих требования о взыскании задолженности за ЖКУ. Сведения будут размещать на основании полученных из ГИС ЖКХ запросов оператора системы и органов власти.
Законопроект поможет органам власти в сфере соцобеспечения быстрее получать информацию о наличии или отсутствии у граждан непогашенной задолженности, которая образовалась за три последних года и подтверждена судебным актом. Соответственно, жители МКД, которые получают субсидии и компенсации, смогут быстрее оформлять положенные выплаты, а управленцы – не тратить время на ответы соцслужбам. Это особенно актуально, так как на текущий момент управляющие МКД организации вынуждены ежемесячно обрабатывать более 12 млн запросов на предоставление информации о наличии у граждан задолженности по ЖКУ, указали авторы изменений.
3. В Госдуме хотят освободить управляющие МКД организации от уплаты госпошлины при подаче иска на должников
Депутаты Госдумы предложили освободить УО, ТСЖ, ЖСК, а также РСО и регоператоров по обращению с ТКО от уплаты госпошлины, когда они обращаются в суд для взыскания долга за ЖКУ. Изменения предусмотрены в НК. Такой законопроект № 452251-8 внесли в Госдуму 5 октября и направили в профильный Комитет по бюджету и налогам. Законопроект планировали рассматривать в осеннюю сессию 2023 года, иные сроки пока не указаны.
Предприятия сферы ЖКХ часто вынуждены обращаться в суд с заявлениями о взыскании задолженности с недобросовестных плательщиков. При этом они обязаны уплачивать пошлину за подачу иска. Это необоснованно – судебные иски подают в отношении лиц, отказавшихся от оплаты услуг, прямо влияющих на обеспечение социально значимых общественных благ жителей, указали авторы изменений.
Законопроект предлагает освободить от уплаты госпошлины управляющие МКД организации, РСО и регоператоров ТКО при подаче ими в суд исковых заявлений и судебных приказов о взыскании задолженности по оплате ЖКУ. Такая мера позволит снизить финансовую нагрузку на предприятия сферы ЖКХ, сократит расходы. Также это избавит судебную систему от дополнительных процессуальных действий, в том числе от определений о возврате пошлины либо ее зачете. Кроме того, мера снизит финансовое бремя и для граждан в виде судебных расходов в случае добровольного либо принудительного исполнения судебного акта, отметили авторы законопроекта.
4. Минстрой будет разрабатывать обучающие программы для подготовки специалистов в сфере ЖКХ
Минобрнауки предложило наделить Минстрой полномочиями разрабатывать типовые программы дополнительного профессионального образования для подготовки специалистов в области строительства и ЖКХ. Соответствующий законопроект опубликован на федеральном портале проектов НПА. Он разработан во исполнение плана мероприятий Правительства по повышению престижности и востребованности профессий, связанных с архитектурой и строительством. Изменения предусмотрены в Законе об образовании. Общественное обсуждение проекта закончилось. Проект проходит процедуру раскрытия информации о подготовке проектов НПА.
Дополнительное профессиональное образование призвано удовлетворять образовательные и профессиональные потребности, профессиональное развитие человека, обеспечивать соответствие его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды. Дополнительное образование получают с помощью дополнительных профессиональных программ – программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки (ч. 1, 2 ст. 76 Закона об образовании). Содержание дополнительных программ должно учитывать профессиональные стандарты, квалификационные требования к соответствующим должностям, профессиям и специальностям, а также требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей (ч. 9 ст. 76 Закона об образовании), разъяснили в Минобрнауки.
Строительство и ЖКХ признают одними из самых сложных с точки зрения технологии и организации процессов в производственном и обеспечивающем секторах экономики. Минстрой – это уполномоченный орган исполнительной власти, который разрабатывает и реализует государственную политику и нормативно-правовое регулирование именно в сфере строительства и ЖКХ. Поэтому наделение его полномочиями разрабатывать типовые образовательные программы дополнительного профессионального образования для подготовки специалистов в области строительства и ЖКХ позволит качественно повысить уровень подготовки специалистов, так как эти сферы имеют ряд особенностей правового регулирования, указали авторы законопроекта.
5. Управленцам могут вернуть свободный доступ к персональным данным в ЕГРН
Депутаты Госдумы предложили вернуть УО, ТСЖ, ЖСК право свободно получать выписки из ЕГРН с персональными данными граждан. Аналогичное право могут получить РСО и регоператоры ТКО. Такой законопроект № 412557-8 внесли в Госдуму 31 июля. Изменения предусмотрены в статью 36.3 Закона о государственной регистрации недвижимости. Законопроект планировали рассматривать в осеннюю сессию 2023 года, иные сроки пока не указаны.
Раньше управляющие МКД организации могли получить персональные данные жителей из открытых источников, направив запрос в Росреестр о предоставлении выписки из ЕГРН. Однако с 1 марта 2023 года сведения из ЕГРН о фамилии, имени, отчестве правообладателя объекта недвижимости стали доступны только ограниченному кругу лиц. В перечень таких лиц не входят управляющие МКД организации, РСО и региональные операторы по обращению ТКО. Запрет на получение данных ввел Закон от 14.07.2022 № 266-ФЗ, напомнили авторы изменений.
Невозможность получить данные приводит к многочисленным ошибкам при формировании ежемесячных платежных документов для оплаты ЖКУ. Как следствие, это доставляет неудобства как организациям сферы ЖКХ, так и потребителям ЖКУ. Обращаться в судебные органы для взыскания задолженности стало вовсе невозможным без персональных данных собственника, потребителя услуги, отмечают авторы законопроекта.
Законопроект предусматривает дополнить список лиц, которые могут свободно получать выписки из ЕГРН с персональными данными. И включить в него управляющие МКД организации, РСО и регоператоров ТКО. Это должно помочь корректно формировать платежки, а также своевременно взыскивать долги за ЖКУ в суде.
6. Законодатели хотят полностью запретить продавать алкоголь в МКД
В Госдуме подготовили законопроект о полном запрете на продажу алкоголя в МКД. Разрешение может дать только ОСС. Об этом рассказала зампредседателя Комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Светлана Разворотнева в своем Telegram-канале.
Правила продажи алкоголя в МКД и на придомовой территории ужесточили еще 5 мая 2020 года. Запретили продавать алкогольную продукцию в объектах общественного питания в МКД и на территории рядом с домом, если площадь зала в них меньше 20 кв. м (Закон от 24.04.2020 № 145-ФЗ). Но председатель Госдумы Вячеслав Володин сообщил, что в Госдуму поступает много жалоб на работу «наливаек», которые днем маскируются под продуктовые магазины в МКД, а ночью торгуют алкоголем как псевдокафе. Был проведен опрос о том, стоит ли запретить им в ночное время продавать алкоголь, – 79 процентов из 230 тыс. участников опроса поддержали запрет.
Регулирование продажи алкоголя в МКД обсуждали на рабочей группе в Госдуме. В результате подготовили законопроект, который вводит абсолютный запрет продажи алкоголя в розницу в МКД – и в магазинах, и в заведениях общественного питания. Исключение предусмотрено только для случаев, когда собственники на общем собрании дали разрешение на такую продажу, сообщила Разворотнева. Председатель Комитета по строительству и ЖКХ Сергей Пахомов также высказал отрицательное мнение в отношении заведений, которые продают алкоголь в МКД, – подобные заведения необходимо закрыть. При этом нужно смотреть шире, ставить вопрос о возможности продавать алкоголь не только в МКД, но и на придомовой территории, указал депутат.
7. УО хотят лишить сэкономленных денег
Денежные средства, которые вносят жители на содержание и ремонт МКД, должны оставаться целевыми. Если УО выполнила работы в полном объеме и надлежащего качества, сэкономленные средства нужно переносить на аналогичные работы следующего года, а не переводить в прибыль. С такой инициативой выступил петербургский депутат Алексей Цивилев, он подготовил соответствующие изменения в ЖК.
Депутат предложил изменить часть 12 статьи 162 ЖК. Сейчас она предусматривает, что сэкономленные на ремонте и содержании общего имущества деньги УО используют как свою прибыль. Собственники помещений могут прописать в договоре управления, что деньги должны использовать на другие цели, но большинство людей об этом праве не знают. Поэтому УО действуют в своих интересах, считает Цивилев. Чтобы такой возможности у них было, депутат предлагает установить, что средства, которые остались после выполнения работ по ремонту и содержанию МКД, зачисляются на те же нужды на следующий год.
По мнению депутата, нынешняя норма приводит к злоупотреблениям со стороны управленцев. Возможность распоряжаться разницей между фактическими расходами и размером платы за содержание как своей прибылью провоцирует УО завышать стоимость расходов, использовать более дешевые материалы, чем было запланировано, не исполнять обязанности по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества либо исполнять их не в полном объеме. Он отметил историю, которая произошла с одной из петербургских УО. Прокуратура в 2020 году возбудила уголовное дело о хищении 298 млн руб. — эти средства УО накопила с платежей жителей и фактически вывела, не сделав работы.
8. УО могут обязать отчитываться перед собственниками ежемесячно
В Госдуме предложили обязать УО отчитываться перед собственниками помещений ежемесячно. Для этого хотят расширить полномочия председателя совета МКД. С такой инициативой выступила заместитель председателя Комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Светлана Разворотнева, она подготовила соответствующий законопроект с изменениями в НПА.
В настоящее время УО ежегодно отчитываются перед собственниками помещений за выполненные в их домах услуги. Текущий контроль осуществляет председатель совета МКД, в частности подписывает акты о содержании общего имущества. При этом выполнять такие действия он может только на основании доверенности от собственников или если они дали ему такое право на общем собрании. Но получить доверенность от собственников — дорого и трудоемко. Добиться кворума на ОСС также сложно, поэтому и эту процедуру используют редко, указала Светлана Разворотнева.
Из-за таких трудностей контролировать качество услуг собственники часто не могут, считает Разворотнева. Чтобы изменить ситуацию, она подготовила изменения, в которых предложила наделить председателя совета правом подписывать все необходимые акты без доверенности или решения ОСС. Кроме того, УО обязаны ежемесячно предоставлять председателю совета МКД акт о выполненных работах не позднее 10-го числа месяца. В документе должны быть сведения о сроках, количестве и объемах выполненных работ, а также информация о запланированных, но не выполненных за прошедший месяц работах с указанием причин. Эти акты нужно включать и в ежегодный отчет УО. Форму акта должно установить Правительство. Председатель совета МКД в течение пяти дней должен подписать документ или мотивировать свой отказ сделать это, пояснила депутат.
Если управленцы не будут ежемесячно отчитываться перед собственниками о выполненных работах, они вправе запретить УО распределять прибыль, которую она получила от деятельности по управлению МКД. Предлагаемые нормы помогут усилить контроль управленцев со стороны собственников, добавила Разворотнева.
9. Порядок расчета пеней для управленцев и для собственников могут уравнять
Депутаты Госдумы предлагают рассчитывать пени по долгам УО, ТСЖ, ЖСК перед ресурсниками в том же порядке, как и пени для жителей. Изменения предусмотрены к отраслевым законам – о водоснабжении, теплоснабжении, электроэнергетике и газоснабжении. Такой законопроект № 321577-8 внесли в Госдуму 24 марта. Законопроект рассматривают в первом чтении.
Своевременность и полнота взаиморасчетов между управляющими МКД организациями и РСО за коммунальные ресурсы напрямую зависит от поступления денежных средств от населения за коммунальные услуги. Но при этом управленцы находятся в неравных условиях с потребителями. Начислять пени потребителям можно только с 31-го дня просрочки и в размере 1/300 ставки, в то время как управленец обязан уплатить пени поставщику ресурса уже с первого дня просрочки и в большем размере, указывают авторы законопроекта.
Управляющие МКД организации вправе снизить начисленные пени в судебном порядке. Такую возможность предусматривает ГК. Однако суду необходимо доказать необоснованность выгоды РСО и несоразмерность неустойки, а это довольно сложно, также отмечают авторы изменений.
Законопроект предлагает установить единый порядок расчета пеней для всех участников жилищных правоотношений. И рассчитывать пени для УО, ТСЖ, ЖСК по тем же правилам, что и для потребителей. Это позволит защитить управляющие МКД организации от несправедливой финансовой нагрузки и освободить их от длительных судебных тяжб с ресурсниками. Также это поможет снизить уровень задолженности перед РСО.
10. Во всех регионах могут появиться единые требования к тишине
Депутаты Госдумы предложили ввести по всей стране общие требования к соблюдению тишины и покоя граждан. Для управляющих МКД организаций предусмотрели дополнительные обязанности по этим вопросам. Соответствующий законопроект № 299053-8 внесли в Госдуму. По решению ответственного Комитета по строительству и ЖКХ инициаторы законопроекта доработали его текст. Измененный законопроект планировали рассматривать в осеннюю сессию, иные сроки пока не указаны.
Какие требования сейчас
В настоящее время вопросы тишины и покоя граждан в ночное время регулируют региональные и местные нормативные акты. Однако они содержат разные требования к определению ночного времени суток, к видам действий, которые нарушают тишину и покой граждан, к мерам наказания за такие действия, указали авторы изменений. Законопроект разработали, чтобы унифицировать законодательство и ввести единые требования для физических и юридических лиц по вопросам соблюдения тишины и покоя граждан.
Какие предлагают изменить требования ко времени
Законопроектом предлагают установить время тишины с 22:00 до 7:00 местного времени. При этом строительные и ремонтные работы можно будет проводить с 9:00 до 19:00 в будние дни с обязательным перерывом с 14:00 до 16:00.
Законопроект предусматривает закрытый перечень объектов, на которых нужно соблюдать тишину и покой граждан. К таким объектам предлагают отнести все жилые объекты, объекты социальной инфраструктуры и прилегающую к ним территорию.
Новые случаи-исключения
Также предлагают ввести случаи, когда нормы закона о тишине не будут применять:
• предотвращение правонарушений, предотвращение и ликвидация последствий аварий, стихийных бедствий, иных ЧС, неотложные работы, которые связаны с обеспечением личной и общественной безопасности граждан;
• проведение массовых мероприятий в нерабочие праздничные дни, а также общественных мероприятий, физкультурных, спортивных и иных культурно-массовых мероприятий на региональном и местном уровнях;
• отправление религиозных культов в рамках канонических требований соответствующих конфессий;
• празднование Нового года с 22:00 местного времени 31 декабря до 4:00 местного времени 1 января.
Дополнительные обязанности для управленцев
Управляющие МКД организации должны получить право проводить профилактические мероприятия путем информирования граждан о требованиях к тишине. Также они смогут принимать меры, чтобы привлечь нарушителей тишины и покоя к ответственности, в том числе составлять акты о нарушении тишины и передавать их в соответствующие органы власти. Такой акт станет дополнительным основанием для возбуждения административного производства в отношении нарушителя и подтвердит повторные нарушения.
11. Жителей могут обязать сначала обращаться с жалобой в УО, ТСЖ и только потом к надзорникам или в суд
Торгово-промышленная палата подготовила законопроект о претензионном порядке разрешения споров между управляющей МКД организацией и жителями. Законопроект планируют направить в Госдуму.
Прежде чем жаловаться в надзорные органы и в суд, граждане будут обязаны сначала обратиться с претензией в управляющую МКД организацию, рассказала председатель подкомитета ТПП по развитию бизнеса в сфере управления жилой недвижимостью Сусана Киракосян. Если управленец не решит проблему в течение 10 дней, жители смогут обратиться в суд и к надзорникам, например в ГЖИ. За бездействие управленца предлагают ввести потребительский штраф. Такие уточнения дала Сусана Киракосян в своем телеграм-канале.
Авторы законопроекта указывают, что на практике люди часто обращаются в ГЖИ и суд, не направив заявления в управляющую МКД организацию. По официальной статистике Верховного суда, за последние четыре года жилищные споры – на первом месте среди иных категорий дел. Изменения позволят более оперативно и цивилизованно решать споры, существенно освободят суды и контрольно-надзорные органы от тех конфликтов, которые можно решить без их участия. Это создаст бесконфликтную среду в управлении домами и повысит престиж отрасли, считает Сусана Киракосян.
12. Субсидии должников предлагают направлять напрямую организациям ЖКХ
В Госдуме предложили отменить запрет на выплату субсидий должникам за ЖКУ. Если должник, который имеет право на субсидию, не оплачивает квитанции, эти средства планируют направлять напрямую предприятиям ЖКХ. Такой законопроект подготовили в Госдуме. Изменения предусмотрены в ЖК.
Чтобы оформить субсидию, гражданам предлагают заключать соглашение о погашении задолженности с управляющими или ресурсоснабжающими организациями. Если гражданин нарушает такое соглашение шесть месяцев подряд, то право на субсидию не пропадает, а меняется форма предоставления. Субсидии направляют не самому должнику, а напрямую предприятию ЖКХ, указывают авторы изменений.
Мера должна помочь в борьбе с ростом задолженности. А улучшение финансового положения предприятий может повысить качество услуг. Проект сейчас рассматривают в Минстрое.
13. Верховный суд предложил изменить правила судебных разбирательств. Это касается также долгов за ЖКУ
Верховный суд предложил равномерно распределить нагрузку между судами и повысить качество судебных разбирательств. Для этого подготовили изменения в Гражданский процессуальный кодекс. Они затронут и работу управляющих МКД организаций. Такой законопроект № 235526-8 внесен Госдуму. 19 июля законопроект приняли в первом чтении. Госдума ожидает поправки на законопроект.
Основные изменения предусматривают:
• обязать взыскателя направлять должнику копию заявления о вынесении судебного приказа – должник сможет заблаговременно узнавать о требованиях взыскателя;
• расширить профессиональное представительство для ведения дел в суде первой инстанции – при рассмотрении дел мировыми судьями и районными судами представителями смогут выступать адвокаты и лица с высшим юридическим образованием или ученой степенью;
• повысить сумму исковых требований, которые рассматриваются в порядке упрощенного производства, с 100 до 500 тыс. руб.;
• рассматривать дело сначала, если истец изменил основание или предмет иска и если апелляция рассматривает дело по правилам первой инстанции;
• увеличить с 5 до 10 дней срок, в который суд составляет постановление, решение и определение, – поможет оптимизировать судебную нагрузку и повысить качество судебных актов.

Лицензирование
1. Минстрой предложил ужесточить правила лицензирования по управлению МКД

Минстрой предложил дополнить перечень грубых нарушений лицензионных требований по управлению МКД, а также уточнить процедуру продления лицензии. Изменения предусмотрены в положении о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению МКД № 1110. Соответствующий проект постановления Правительства размещен на федеральном портале проектов НПА. Публичное обсуждение проекта закончилось 29 декабря. Проект проходит оценку регулирующего воздействия.
Новое грубое нарушение лицензионных требований
В министерстве предложили ввести еще одно грубое нарушение лицензионных требований – наличие у лицензиата признанной ‎или подтвержденной судебным актом задолженности перед регоператором ТКО в размере, равном ‎или превышающем две среднемесячные величины обязательств по оплате по договору. Сейчас аналогичное нарушение касается только долгов перед РСО.
Изменение нужно, чтобы обеспечить своевременность и полноту расчетов за услуги по обращению с ТКО, снизить размер долга по таким услугам, а также риски злоупотреблений недобросовестных УО при расходовании средств потребителей, указали авторы проекта.
Изменение порядка продления лицензии
Чтобы устранить правовые пробелы, проект постановления также дополняет и корректирует процедуру продления лицензии.
Для продления лицензии нужно будет представлять‎ заявление в лицензирующий орган только в электронной форме через портал «Госуслуги» либо региональные порталы государственных и муниципальных услуг. Это нужно будет делать ‎не ранее 90 календарных дней и не позднее 60 календарных дней до дня окончания лицензии. Заявление будут рассматривать не более 10 рабочих дней со дня поступления. При отказе в продлении лицензии лицензиат сможет повторно подать заявление, если устранит выявленные нарушения и срок подачи заявления при этом не истек.
Оценку соответствия УО лицензионным требованиям будут также проводить на основе объема сведений, которые управленец разместил в ГИС ЖКХ. Внесение в ГИС ЖКХ 80 и более процентов сведений согласно отчету системы будут считать соответствием требованию пункта 6.1 части 1 статьи 193 ЖК.
Отказать в продлении лицензии также смогут, если у лицензиата в течение года до даты ее окончания есть два и более:
• вступивших в силу постановления ‎об административном наказании за грубые нарушения лицензионных требований;
• неисполненных в установленный срок предписания ‎об устранении грубых нарушений.
2. Срок выдачи лицензий на управление МКД могут сократить
Правительство предложило сократить до 10 дней срок для принятия решения о предоставлении лицензии на управление МКД или об отказе в ее предоставлении. Также предлагают сдавать квалификационный экзамен только в электронной форме. Изменения предусмотрены в статьи 194 и 202 ЖК. Такой законопроект № 487723-8 внесли в Госдуму 16 ноября. Законопроект планируют рассматривать в весеннюю сессию 2024 года.
В настоящее время орган ГЖН рассматривает заявление соискателя лицензии о предоставлении лицензии ‎и прилагаемые к нему документы в срок не более 30 рабочих дней со дня приема заявления (ч. 1 ст. 194 ЖК). При этом лицензирующий орган проверяет сведения в заявлении с помощью межведомственных запросов ‎в соответствующие органы власти, также проверяет информацию на официальном сайте ФНС и в ГИС ЖКХ (п. 8, 9 Положения о лицензировании № 1110). Время нужно, только чтобы получить подтверждение ‎о наличии у должностного лица соискателя лицензии квалификационного аттестата, отметили авторы изменений.
Таким образом, чтобы рассмотреть заявление ‎о предоставлении лицензии, лицензирующему органу не требуются какие-либо значительные временные затраты. Поэтому законопроект предлагает установить срок для рассмотрения заявления в пять рабочих дней со дня его приема, а также общий срок принятия решения о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии не более 10 рабочих дней.
Кроме того, чтобы автоматизировать и оптимизировать процесс лицензирования по управлению МКД, авторы законопроекта также предлагают перевести проведение квалификационного экзамена в электронную форму.
3. Минстрой подготовил поправки в порядке внесения изменений в реестр лицензий
Минстрой подготовил изменения в приказе № 938/пр – скорректировали порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий. Изменения опубликованы на портале проектов нормативных правовых актов. В настоящее время проект проходит оценку регулирующего воздействия.
Проект предусматривает следующие поправки:
• сокращает перечень документов, которые нужно приложить к заявлению о внесении изменений в реестр лицензий;
• увеличивает количество условий, на предмет соблюдения которых ГЖИ проверяет заявление и документы;
• сокращает с 30 до 10 рабочих дней срок, на который можно продлить рассмотрение заявления;
• предоставляет собственникам право обратиться в ГЖИ с заявлением о том, что они не участвовали в ОСС, – их должны ознакомить с решениями такого собрания;
• обязывает ГЖИ учитывать заявления собственников, которые не участвовали в ОСС, при внесении изменений в реестр;
• вводит право ГЖИ отказать внести изменения в реестр, если количество заявлений не участвовавших в ОСС собственников делает решение такого собрания ничтожным.
Налогообложение
Ставку НДФЛ планируют поднять до 18 процентов
Предлагают ввести новую шкалу прогрессивных ставок. Депутаты Госдумы рассмотрят законопроект об изменениях в часть 2 НК с целью усовершенствовать прогрессивную шкалу налогообложения. Ставка НДФЛ может вырасти до 18 процентов при достижении определенной суммы доходов.
Шкала налогообложения будет выглядеть следующим образом:
• 13 процентов от суммы налоговой базы доходов до 5 млн руб. включительно – в отношении лиц, получающих доходы до 5 млн руб. включительно;
• 650 тыс. руб. и 15 процентов от суммы налоговой базы доходов от 5 млн руб. до 50 млн руб. включительно – в отношении лиц, получающих доходы от 5 млн руб. до 50 млн руб. включительно;
• 6 500 000 руб. и 18 процентов от суммы налоговой базы доходов от 50 млн руб. – в отношении лиц, получающих доходы от 50 млн руб.
Законопроект № 140668-8 рассматривают в Совете Госдумы.




вернуться
Система IM Сайт сделан
на Системе «IM»

ГРСРО № 0122
© СРО Ассоциация «Содружество организаций управляющих
многоквартирными домами республики Татарстан» 2010

8 (927) 039-13-96, 420124, г. Казань, ул. Чистопольская, д. 63, офис 201  

srogkh-rt@yandex.ru; info@srogkh-rt.ru
карта проезда